первый блин Статья издания Los Angeles Times (сентябрь 2017)
За перевод огромное спасибо Кузьминой Жанне!🤘🏻
Дэйв Грол и Джош Хомми о CalJam, рок-н-ролле и их длящейся десятилетия дружбе
В почти пустой комнате звукозаписи в своей Студии 606, раскинувшейся в глубине долины Сан-Фернандо, Дэйв Грол сидит за ударной установкой и отбивает тяжелый фанковый ритм, каждый удар по малому барабану отражается от стен полупустого пространства.
“Знаешь хороший вариант физиотерапии? ” - спрашивает фронтмен Foo Fighters, cломавший ногу упав со сцены во время концерта в Швеции в 2015-м.
Стоящий рядом друг Грола Джош Хомми, лидер Queens of the Stone Age, у которого и самого была травма колена, поднимает голову в ожидании ответа.
“Игра на барабанах,” говорит Грол.
“Да?” бросает Хомми. “А я думал, экзотические танцы.”
Это редкое разногласие между единомышленниками, ветеранами рока, чья беззаботная дружба датируется ранними девяностыми, когда Гролу – тогда ещё барабанщику Nirvana – снесло крышу на концерте Kyuss, стоунер-метал банды Джоша из Palm Desert.
“Они выглядели ужасно, но звучали отлично,” вспоминает Грол этим днем. “Мне так понравилось!”
С тех пор эти двое ездили в туры и записывались вместе, а в 2009 даже ненадолго сколотили супергруппу, Them Crooked Vultures, с Джоном Полом Джонсом из Led Zeppelin.
Сейчас музыканты вновь объединяются для Cal Jam, однодневного музыкального фестиваля, запланированного на 7 октября в региональном парке Glen Helen в Сан-Бернандино. Названный в честь сабантуя 1974 года, привлекшего Deep Purple и Black Sabbath в Ontario Motor Speedway, новый Cal Jam будет включать в себя выступления таких рок-команд, как Foo Fighters, Queens of the Stone Age, Cage the Elephant, Liam Gallagher, the Kills, Babes in Toyland, Wolf Alice и Bob Mould.
Событие, которое 48-летний Грол возглавляет при поддержке мастодонта концертных агентств Live Nation, также может предложить ярмарку с аттракционами, кино на открытом воздухе, передвижную звукозаписывающую студию и замудренную штуку под куполом цирка под названием Музей Рок-н-ролла Foo Fighters.
“Дэйв славится своими небольшими задумками,” смеется 44-летний Хомми, покуривая сигаретки вместе с Гролом в загроможденной аппаратной Студии.
За спиной Хомми гигантский меч, прислоненный к стене – сувенир с вечеринки в честь 40-летия Грола в Medieval Times (Хомми вспоминает, как впервые встретил там Джонса и нервно болтал за жизнь в “старой доброй Англии”). Снаружи, на парковке, несколько техников готовились демонтировать бревенчатую хижину из клипа The Sky is a Neighbourhood — по крайней мере пока Грол не объявил, что утащит её в Сан-Бернандино и устроит в ней виски-бар, скрытый в лесах в окрестностях CalJam’а.
Всё же самое сумасшедшее мнение Грола, видимо, в том, что рок-группа должна стоить тех постоянных проблем, с которыми он сталкивается. Во времена Нирваны ребята с гитарами были на вершине, сейчас же они смотрятся скорее архивариусами потерянного поколения на фоне Диджеев и рэперов с SoundCloud’а, которые рулят молодежной культурой.
За исключением того, что Foo Fighters и Queens of the Stone Age процветают, причем не за счет отказа от развития. Известно, что название группы Хомми – попытка бороться с избыточным «мачизмом», который, как ему казалось, губил хард-рок. В результате прошедшим летом обе группы выпустили альбомы, записанные с выдающимися поп-продюсерами.
Вкус к приключениям Джоша привел к тому, что он нанял Марка Ронсона, известного сотрудничеством с Бруно Марсом и Леди Гагой, чтобы тот присмотрел за хорошо принятым альбомом “Villains.”
“У меня есть предвзятое мнение, и звучит оно так: ‘Мысли открыто,’ ” говорит Хомми, который познакомившийся с Ронсоном играя на гитаре для альбома Леди Гага “Joanne”. “Мы музыку играем — а не в тюрьме работаем. Я хочу сохранить за собой право удивляться.”
Со своими едкими текстами и резкими гитарами, “Villains” едва ли кандидат в Топ 40 на радио; “Жизнь жестока / Вот почему никто не выживает,” поёт Хомми в начале первой песни альбома, “Feet Don’t Fail Me.”
Однако, как предполагает это название, Ронсон привнес новые акценты в ритмичный атакующий драйв группы для пластинки более танцевальной, чем любая из предыдущих.
Это похоже на тот градус изменений, который искал Грол, объединяясь с Грегом Кёрстином для записи “Concrete and Gold” Фу Файтеров, который стартовал на этой неделе в Биллборд 200 на 1 месте. В феврале Кёрстин был назван продюсером года на церемонии Грэмми в знак признания его работы с Адель и Sia, среди прочих.
Тем не менее, Грол настаивает, что завербовал Кёрстина не обязательно для того, чтобы делать хиты, а для того, чтобы повысить гармоническую сложность его музыки – работа, для которой, по его мнению, Кёрстин подходит, благодаря необычному электро-поп сайд-проекту продюсера, the Bird and the Bee.
Он оказался прав: такие песни, как “Run” и “The Sky Is a Neighborhood” несут ожидаемый от Foo Fighters грохот гитарного рока, но вкупе с плотным наслоением вокальных партий с отголосками Beatles и Beach Boys.
Хомми и Грол говорят, что каждый их них решил сотрудничать с нестандартным продюсером, не зная, что другой сделал то же самое. Но в результате обе группы оказались в студиях в Голливуде в 100 метрах друг от друга: Foo Fighters в EastWest Studios, Queens of the Stone Age в United Recording, обе на бульваре Сансет, рядом с Gower Street.
“Мне очень нравилось приезжать каждый день в студию записывать свой альбом,” говорит Грол. “Но не меньшее удовольствие мне доставляло приходить каждый день и красть пончики Джоша и тусить с ним первые три часа. Прямо как в ‘Hill Street Blues.’ ” (полицейский сериал 80-х)
“‘Позвольте узнать ваше мнение по поводу этого нераскрытого преступления,’” добавляет Хомми голосом детектива.
“Рок-группы, делающие важные, определяющие записи, старающиеся раздвигать границы — в наши дни это так редко встречается,” продолжает Грол. “Благодаря тому, что Джош был так близко, я чувствовал, что мы не одиноки.”
Время от времени парни обедали вместе; а после сидели в одной из их машин, показывая друг другу песни, над которыми работали.
“Это не то, что я обычно делаю с кем-то другим,” говорит Грол.
“Это было бы неловко,” соглашается Хомми. “Но с ним я себя так вовсе не чувствую.”
В то время как дети Джоша играют в олд-скульные аркадные игры в вестибюле Студии 606 — семья собиралась на пляж после нашей беседы — он и Грол описывают свои отношения как особенные одновременно за их долговечность (“Такие вещи, они обычно долго не живут,” сказал Хомми) и за творческое совпадение.
“Честно говоря, как барабанщик, я хочу играть только с ним,” говорит Грол, который стучал в Them Crooked Vultures и на альбоме Queens of the Stone Age “Songs for the Deaf” 2002 года. “Я играю с другими людьми. Но с Джошем я могу быть тем барабанщиком, каким хочу быть.”
Хомми говорит, что он всё время вдохновлен амбициями, Грола, которые последний смеясь называет "этот нелепый Гудиеровский аэростат".
После предыдущего альбома Foo Fighters, “Sonic Highways” — который группа записывала в восьми разных городах в сопровождении съемочной группы канала HBO — у Грола возникла идея записывать новый альбом “ещё более немыслимым способом”: Он хотел соорудить студию на сцене Голливуд-боул и пригласить публику смотреть как группа пишет треки.
Холодный рассудок в итоге победил. Но у Грола осталась забронированной дата в Голливуд-боул, что привело к тому, что кто-то из его команды предложил устроить там вечеринку по случаю выхода альбома. Когда фронтмен решил, что площадка маловата для этого, родился Cal Jam.
Грол отдает себе отчет в том, что вступает на и без того переполненную фестивальную "сцену"— и делает это в конце сезона, когда многие фанаты уже потратились на то, чтобы посетить музыкальный фестиваль Coachella или FYF Fest или Classic West. (Входной билет на Cal Jam стоит $99, не включая пиво и плюшки.)
И всё же он уверен, что его шоу обеспечит незабываемый опыт, с “джинсовыми шортами и Жигулевским и солнечными ожогами и усами,” как он выразился. И отборный список групп, которые, как он сказал, составляют своего рода “расширенное семейное древо.”
“У нас впервые есть возможность устроить наш собственный день музыки со своими друзьями,” говорит Грол.